Форма отправлена
Спасибо!
Забронировать
Уважаемые зрители!
Нам очень важна ваша оценка нашей работы,
она позволит нам работать лучше.

Заполните, пожалуйста анкету по ссылке:
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Мы используем cookie

Во время посещения сайта «gaskarov-ensemble.ru» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

14.02.2024

Классика башкирской хореографии — «Зарифа» • «Зарифа» — самый первый танец башкирского ансамбля

Классика башкирской хореографии — «Зарифа»

• «Зарифа» — самый первый танец башкирского ансамбля. Первое исполнение танца на большой сцене состоялось 20 марта 1939 года в честь 20-летия образования Башкирской автономной советской социалистической республики. Молодые Хазина Магазова и Ирек Ибрагимов стали его первыми солистами. Завоевав любовь публики еще 85 лет назад, «Зарифа» трогает сердца зрителей по сей день.

Идея постановки была продумана Файзи Гаскаровым, когда он возвращался из Москвы в Уфу, чтобы начать работу по формированию танцевального коллектива в Башкирской АССР. Танец должен был включать движения, свойственные башкирскому народному танцу, и вместе с тем вобрать элементы народного быта. В движениях необходимо было отразить свежесть, задор и яркие чувства молодой республики, которая в те годы готовилась к празднованию своего двадцатилетия.

• «Зарифа» — это история двух юных сердец, развивающаяся на фоне игр башкирской молодежи летним вечером. Поэтому рефреном через весь танец проходит идея юности, свежести и задора, а мелодией стала одна из «ҡыҫҡа көй», сопровождавших такие посиделки.

Файзи Адгамович изначально задал высокую планку коллективу: более двух десятков сложных движений должны были выполняться в линейном танце. Это требовало титанической работы над отточенностью движений и слаженностью действий ансамбля, который уже в первой своей постановке включал работу семи пар.

Органично в танце выделяется сольная партия: на народных праздниках выделялись неформальные лидеры среди молодежи. Неспроста такие хороводы устраивались исключительно для молодых. Они назывались «киске уйын» — «вечерние игры». В «Зарифе» исподволь отражены и древние пласты башкирской культуры: танцы девушек в круге и линейные построения парней носили как прикладной характер, развивая «чувство локтя», так и сакральный смысл.

• «Это массовый линейный танец, и сложность его постановки и исполнения — в отлаженности непростых движений танца: все они должны выполняться синхронно, и если один выбивается из ряда, то это сразу бросается в глаза.

Он технически непрост и для сольного исполнения: очень много разнообразных сложных движений. Башкирский танец и сам по себе нельзя назвать простым в исполнении, а для исполнителей «Зарифы» Файзи Гаскаров с самого начала поставил высокую планку» — говорит заслуженный артист РФ, народный артист РБ, профессор, репетитор по балету ГААНТ им. Ф. Гаскарова Рим Абдульманов.

• "«Зарифа» — это классический постановочный башкирский танец. В нем сохранены смысл и органика башкирского народного коллективного танца, воплощены исконно национальные формы, облик и этническая специфика создания и исполнения народного танца.

Файзи Гаскаров всегда подчеркивал, что танец — это не музейный экспонат, но, дорабатывая «Зарифу», он вывел каноны башкирского сценического коллективного танца.

Ярко выраженная хореографическая традиция, воплощающая лексику пластического языка, сохраняется уже шестым поколением балетмейстеров нашего ансамбля, а лексика «Зарифы» используется как образец при постановке башкирского танца." — говорит народный артист РБ, лауреат Республиканской премии им. С. Юлаева Риф Габитов.

• Мелодия песни «ҡыҫҡа көй», ставшей основой танца, впервые записана этнографом и краеведом Сергеем Рыбаковым в 1894 году в деревне Акимбетово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Ташбулатово Абзелиловского района РБ) от М. Каракаева. Последующие записи мелодии и слов сделали также музыковед и фольклорист Лев Лебединский, певец и собиратель фольклора Гата Сулейманов.

Это шуточный плясовой такмак — башкирские частушки.

По версии, записанной Рыбаковым, песня сочинена плясуньей по имени Зарифа из деревни Кушиево Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (Абзелиловский район РБ).

Мелодия характеризуется мягкими закруглёнными интонациями, ритмичностью, умеренно скорым темпом, что гармонировало с основной идеей танца.

• «"Зарифа" — это олицетворение башкирского танца и однозначный успех, — говорят артисты государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. — Он и технически очень сложен — рисунок рук, ног требует отточенности и мастерства. Возможно, именно поэтому его любят танцевать артисты, и зрителю приятно проникнуться искренними чувствами, которыми пронизан танец».

Читайте также
// $('.popup__list-item a').css({ // 'color': 'white' // })