Форма отправлена
Спасибо!
Забронировать
Уважаемые зрители!
Нам очень важна ваша оценка нашей работы,
она позволит нам работать лучше.

Заполните, пожалуйста анкету по ссылке:
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Мы используем cookie

Во время посещения сайта «gaskarov-ensemble.ru» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

20.10.2023

Танцор гвардии Обслуживание воинских частей Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны было почетной важнейшей задачей всех работников искусства

Танцор гвардии

Обслуживание воинских частей Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны было почетной важнейшей задачей всех работников искусства. Фронтовые художественные бригады создавались повсеместно. Неоднократно выезжал в Башкирскую кавалерийскую дивизию и балетмейстер Файзи Гаскаров.

В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, хореографу Файзи Гаскарову было всего 28 лет. Он, как и все сверстники, рвался в бой. Простым солдатом. Так была записана его воинская специальность в военном билете, выданном в 1937 году Ленинградским ГВК. Там же отметка: «Годен к строевой». Сведения из военного билета гласят: «Рост 3. Окружность головы 56. Размер противогаза 2. Размер обуви 39».

И неизвестно, был бы таким же мощным триумф башкирского искусства в Москве в 1955 году, если бы в горячке и суматохе первых месяцев страшной войны чиновники Кировского военкомата Уфы отправили здорового парня, хоть и беспартийного (и даже не комсомольца), на фронт. Жизнь рядового солдата, к сожалению, чаще всего недолга...

Однако все горячие увещевания и призывы Файзи Гаскарова на военкома не подействовали. Во-первых, Гаскаров относился ко второй категории призывников, то есть не подлежал мобилизации сразу же после начала боевых действий. А главное — военком прекрасно знал, кто этот энергичный молодой мужчина. К тому времени Гаскаров уже уверенно входил в культурную элиту республики как первый национальный балетмейстер, создатель и руководитель ансамбля народного танца, как прима недавно созданного при его участии театра оперы и балета. Он активно участвовал в качестве полноправного члена в работе Художественного совета при Управлении искусств СНК БАССР. Тем более, в то время не было дефицита в добровольцах, жаждущих бить фашистов. Военком дал тогда Гаскарову разумный совет: на войне каждый должен заниматься своим делом!

И Файзи Адгамович с головой ушел в творческую работу. Как писал он потом в обком партии, в этот период «военнообязанные артисты были мобилизованы. Женщины обучались на связисток и медицинских сестер. Из оставшихся артистов создали бригады в филармонии. Я в свою очередь тоже ушел на фронт в Башкирскую кавалерийскую дивизию, где в окопно-блиндажных условиях создал солдатский ансамбль».

На самом деле в войсках он появился только в 1942 году. А в первые месяцы войны Гаскаров лихорадочно перелицовывал под боевые будни репертуар ансамбля, выделяя в нем военно-патриотические произведения. Была завершена работа над «Красноармейской сюитой»; композицию «Гонение волка» хореограф превращает в антифашистский скетч; «Перовский» стал исполняться как сугубо воинский танец; «Баик Ушанова» был преобразован в «Танец воина». С этими обновленными номерами артистические бригады выезжали на передовую, чтобы поднять боевой дух солдат, напомнить им о далекой, но такой близкой родине.

Сохранилось, например, воспоминание, как солисты ансамбля Хазина Магазова и Мухамет Идрисов в 1943 году вместе с Тагиром Каримовым и бригадой артистов выезжали на Юго-Западный фронт. Четыре месяца «кочевали» они по воинским частям, выступая на лесных полянах, в блиндажах, на грузовиках, попадая под обстрелы и бомбежки.

Суровым дыханием войны веет от ветхого серого листка:

«Приказ по 16-й Гвардейской кавалерийской дивизии. 11 мая 1943 г.

§1. За образцовое культурно-массовое обслуживание нашего полка артистам Башкирской фронтовой художественной бригады от имени всего личного состава 60-го Гвардейского кавалерийского полка объявляю благодарность.

§ 2 . За хорошую подготовку концерта премировать: 1. Идрисова М.Р. — диагоналевыми брюками; 2. Магазову Х.Н. — суконным одеялом».

Ф.Гаскаров добился, чтобы его тоже отправили к землякам-конникам. Для этого пришлось оформить командировку в Москву. Там он явился в Главное политическое управление Советской армии и Военно-Морского Флота и попросил направить на фронт, где ему сказали: «В творческую поездку на месяц-полтора отправим. Зачислить в армию не можем».

Так в январе 1942 года Файзи Адгамович очутился на передовой, в подразделениях Башкирской кавалерийской дивизии, где находился до марта. С этого времени по 1944 год он регулярно выезжал с артистическими бригадами на фронт.

***

У дочери хореографа — Гюльнары Файзиевны хранится газетная статья, в которой рассказывается, как он создал в дивизии танцевальный ансамбль из бойцов:

«Весть о приезде популярного исполнителя народных танцев очень быстро облетела все соединение. Файзи Гаскарова пригласил к себе командир дивизии полковник Минигали Шаймуратов.

— Какой все же молодец ты, Файзи, — заключил офицер артиста в свои крепкие объятия. — Я уже было собрался написать письмо Народному комиссару культуры Башкирии. Понимаешь, какое дело. Скучают джигиты по родному краю. Крепкий дух коннику нужен не меньше острого клинка. Надо развеселить ребят. Подумай, пожалуйста, как это сделать.

Выйдя из командирского блиндажа, Гаскаров сразу отправился в окопы и начал искать среди солдат певцов, танцоров и людей, умеющих играть на музыкальных инструментах. Ходит день, ходит другой... Наконец, находит видавшую виды гармонь и солдата, который мог «попиликать» на ней. Вскоре ему встречаются домрист казах Мулдакаев, кураист башкир Сарбаев. Остается лишь найти домру и курай. Но беда — где их взять? Ведь домру можно изготовить только из грушевого дерева. А для курая необходима хотя бы медная трубка.

Гаскаров и Мулдакаев решили сходить в прифронтовую деревню, три дня назад освобожденную от гитлеровцев.

— Грушевое дерево? Вряд ли найдете, — встретили их жители деревни. — Раньше, конечно, у нас был фруктовый сад. Росли там и груши. Но фашисты срубили все деревья и сделали из них накат для своих землянок и блиндажей.

Об услышанном Гаскаров рассказал полковнику Шаймуратову.

— Что ж, за грушевым деревом придется к «фрицам» сходить, — сказал офицер.

— А они дадут? — удивился Гаскаров.

— Не только дадут, даже сами принесут!

В одну из ночей силами нескольких эскадронов производится внезапная разведка боем. Конники углубились до второй позиции обороны фашистов, захватили много пленных и трофеев. На рассвете на передовую прибыл командир дивизии. Вместе с ним пришел туда и Гаскаров. Вдруг они заметили группу немецких солдат, которые на плечах несли бревна.

— Я говорил же тебе, Файзи, — сказал полковник, указывая стеком на взятых в плен гитлеровских вояк. — На свете нет людей «послушнее» и «щедрее», чем фрицы... Конечно, когда к их горлу приставишь лезвие клинка. Давай, дорогой, приступай к изготовлению домры.

Оставалось найти курай. В этом Гаскарову помогли зенитчики. Как-то, будучи на батарее, Файзи рассказал артиллеристам о своих заботах. Все сочувствовали артисту. А один из офицеров участливо заявил:

— Эх, дружок, что же ты молчал до сих пор? Мы бы тебя давно завалили материалом для курая.

И, действительно, на второй же день зенитчики сбили фашистский «Фоке-Вульф» и притащили Гаскарову целую кучу тонких алюминиевых трубок. Из них Сарбаев смастерил курай.

— Вот проклятые фрицы, будто знали, что придется воевать и с башкирами, — сказал он товарищам, предварительно убедившись, что инструменты получились весьма неплохие. — Смотрите, какие хорошие трубки для курая приготовили. Послушайте-ка, ведь звучат ничуть не хуже наших настоящих!

Через несколько недель самодеятельный ансамбль Файзи Гаскарова выступил перед конниками со своим первым концертом. Кавалеристы с удовольствием слушали родные песни, восхищались огненной пляской танцоров, которым вдохновенно аккомпанировали Сарбаев — на курае, Мулдакаев — на домре. У всех на душе стало светлее и веселее.

Когда концерт кончился, один из воинов подошел к Гаскарову.

— Файзи агай, — обратился он к руководителю ансамбля, — наверно, Вашим артистам не совсем удобно без эстрады. Если так, дайте только знать, и мы живо решим эту задачу. «Попросим» гитлеровцев соорудить такие подмостки, что ахнешь.

— Нет, не нужно, — ответил Гаскаров. — Ведь мы выступаем сегодня здесь, а завтра там. Эстраду за собой таскать не будешь. Хлопотно. А вот когда придем в Берлин, непременно «попросим» гитлеровцев, чтобы они для нашего ансамбля предоставили самый лучший концертный зал города. Как ты думаешь, предоставят?

— Обязательно. Ведь фрицы, как говорит наш комдив, народ «послушный». В этом вы и сами убедились...

Воин оказался прав. 16-я гвардейская Черниговская четырежды орденоносная Башкирская кавалерийская дивизия участвовала в боях за взятие логова фашистского зверя — города Берлина. И в его концертных залах ансамбль соединения, основанный Гаскаровым, неоднократно выступал с концертами».

// Дмитрий Ефремов, заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан

Читайте также
// $('.popup__list-item a').css({ // 'color': 'white' // })