Форма отправлена
Спасибо!
Забронировать
Уважаемые зрители!
Нам очень важна ваша оценка нашей работы,
она позволит нам работать лучше.

Заполните, пожалуйста анкету по ссылке:
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Мы используем cookie

Во время посещения сайта «gaskarov-ensemble.ru» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

06.02.2024

В ансамбле начинается обновление костюмов к легендарному танцу Файзи Гаскарова «Северные амуры»

В ансамбле начинается обновление костюмов к легендарному танцу Файзи Гаскарова «Северные амуры».

Героико-романтическая сюита «Северные амуры» была поставлена выдающимся хореографом, основателем ансамбля Файзи Гаскаровым в 1963 году. Это один из самых ярких героических танцев репертуара.

Из всех постановок Файзи Адгамовича «Северные амуры» – единственный танец с трагичным финалом. Он посвящен истории башкирских воинов, героев Отечественной войны 1812 года, прозванных «северными амурами». Костюмы и головные уборы к танцу разработал Борис Торик — выдающийся художник, оперный певец, заслуженный деятель искусств Башкортостана.

Борис Яковлевич более 20 лет создавал костюмы для башкирского ансамбля народного танца. Они познакомились с Файзи Адгамовичем, когда Гаскаров впервые увидел Торика в «Фаусте» в роли Мефистофеля.

Те самые шапки из лисьего меха с двумя хвостами «Северных амуров» потом обрели широкую известность. Вот что об этом писал Файзи Адгамович:

«Вспомним шапку башкирских джигитов из лисьего меха с двумя длинными хвостами сзади. Так вот, в такой форме шапок у башкир никогда не было, а существовали обыкновенные шапки-ушанки. Эта шапка была создана мной и художником Б. Ториком. Это было так. Я задумал поставить танец, посвящённый Отечественной войне 1812 года, «Северные амуры». И необходимо было создать какой-то головной убор, подчёркивающий движения башкирского джигита и создающий стремление при беге вперёд. И вот появилась шапка с двумя длинными хвостами и остроконечным верхом. Выше я уже упоминал, что искусство — явление условное. Поэтому условности такого рода, приносящие только пользу для искусства, иногда бывают очень необходимы. Я думаю, мои коллеги меня поймут. Создавая такую шапку для этого номера, я никак не думал, что башкирский народ её примет за свою. А ведь народ её принял и считает, что она существовала испокон веков. Но, к сожалению, это не так. И тем не менее, шапка-то прижилась».

Борис Яковлевич рассказывал: «Над «Северными амурами» мы работали целый год, искали этот силуэт, который теперь стал хрестоматийным: летящая мужская фигура, увенчанная пышными мехами, с ярким развевающимся зеляном за плечами. Известный художник Мухаммед Арсланов возмущался: «Не было у башкир таких шапок с хвостами!». Но искусство – это не краеведческий музей, главное – создать национальный характер. Ведь неспроста этот условный тип джигита так всем полюбился, что с тех пор кураисты, певцы, не говоря уже о танцорах, выходят на сцену в этих шапках и зелянах, накинутых на плечи, как чапаевская бурка, по-гаскаровски».

6 февраля Башкирский театр оперы и балета представит персональную выставку работ Бориса Яковлевича Торика «Борис Торик. Служение искусству».

Читайте также
// $('.popup__list-item a').css({ // 'color': 'white' // })